Цены на канадскую недвижимость выросли почти на всех рынках, причем во многих регионах средняя цена на жилье удвоилась. Среднестатистической семье в таких крупных городах, как Торонто и Ванкувер, придется копить на первоначальный взнос более 20 лет, что более чем в 3 раза превышает средний исторический уровень. Кажется абсурдным? По мнению правительства Канады, этот необычный сценарий, очевидно, был частью пенсионного плана каждого человека.
Об этом заявил премьер-министр Канады Джастин Трюдо в интервью подкасту City Space от издания Globe & Mail. Жилье должно сохранять свою ценность… Это огромная часть пенсионного потенциала людей и их будущих «гнездышек», — пояснил он, рассуждая о доступности жилья.
Это заявление шокирует. Если намерение заключалось в том, чтобы никогда не снижать цены на жилье, то к чему тогда десятки миллиардов, потраченные на повышение доступности жилья? Мы уже давно утверждаем, что многие из принятых мер на самом деле были направлены на укрепление цен, а не на их снижение. Но давайте пропустим все это и перейдем к самой тревожной части этого предложения.
Цены на жилье зависят от финансовой устойчивости покупателей, которую обеспечивает следующее поколение. Утверждая, что повышенные цены на жилье необходимы для выхода на пенсию, они фактически утверждают, что будущим поколениям следует выставлять счета за выход на пенсию старшего поколения.
Это имело бы смысл, если бы молодые поколения не брали на себя расходы гораздо более справедливыми способами. Это национальная пенсия, CPP, ставка взносов в которую с 1970-х годов выросла в 3 раза, чтобы компенсировать тот факт, что за последние 18 лет она не превзошла индексные фонды. Также есть расходы, связанные с обеспечением по старости (OAS) и гарантированным дополнением к доходу (GIS).
Кроме того, практически во всех провинциях действуют льготы по налогу на недвижимость для пожилых людей. Например, в Британской Колумбии домовладельцам в возрасте 55 лет и старше предоставляется отсрочка уплаты налогов на недвижимость по ставке ниже инфляции.
Программа также не предусматривает проверки доходов, так что предприимчивый пенсионер, владеющий самой дорогой недвижимостью в Британской Колумбии, может по своему выбору отложить более $200 тыс. ежегодных налогов на недвижимость, а налогоплательщики возьмут на себя остаток этих отложенных расходов. Щедрость молодых людей не знает границ.
Притворяясь, что бремя ликвидности стоимости дома является единственным средством, они не просто игнорируют эти вклады. Они усугубляют проблему выхода на пенсию для тех, кто не имеет собственного жилья до глубокой старости. Политики также знают о существовании неравенства в благосостоянии между арендаторами и домовладельцами.
Однако, судя по всему, с этой проблемой сталкиваются только молодые люди. Похоже, они умышленно игнорируют тот факт, что пожилые люди не всегда владеют домом. Национальные пенсии должны были создать буфер, чтобы мы могли избавиться от концепции викторианской эпохи, согласно которой только люди, владеющие землей, заслуживают процветания.
Хотя это всего лишь несколько заявлений, они должны насторожить политиков всех уровней Канады, которые рассматривают эту проблему. Когда речь идет о пожилых семьях, то аргументом является то, что рост цен на жилье необходим для достойной старости. Когда речь заходит о молодых людях, им говорят, что они должны привыкнуть к перспективе никогда не иметь собственного жилья.